Нарисуйте свою царевну лебедь

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

  • Научить выполнять иллюстрацию к сказке.
  • Развивать интерес учащихся к творчеству ведущих художников детской книги.

Задачи:

  • обучать учеников умению передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке. Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;
  • развитие воображения и мышления, творческих способностей учащихся и эстетического вкуса;
  • привитие любви к чтению книг, любви к сказкам А.С. Пушкина, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви и интереса к искусству.

Оборудование

для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.

для учителя: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина художников-графиков, книга “Пушкин детям” Москва.Астрель.АСТ,2003 , “Сказки А.С. Пушкина”, Поэма “Руслан и Людмила”.

Зрительный ряд: копии иллюстраций Виктора Королькова к сказкам А.С. Пушкина, выполнение учителем изо.искусства Белковой Е.А.: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и его работнике Балде”, “Сказка о царе Салтане” (5 иллюстраций); картина-панно “У лукоморья…” художник Е.А Белкова.

Структура уроков

<>I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

1.С детства входит в жизнь каждого из нас поэзия А.С. Пушкина – это сказки. Перед вами портрет А.С. Пушкина (1799-1837гг.)

« Пушкин ….. давно принадлежит миру. Он как солнце, которое встаёт над каждой страной- раньше или позже», так сказала известная болгарская поэтесса Элисавета Багряна.

Кто не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»?

«У лукоморья…»

(Показ на стену, где висит панно «У лукоморья …» художник Белкова Е.А.)

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка, там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дом видений полоны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт , бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!

Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки- гармошки), но и иллюстрации.

Иллюстрация – это произведение искусства.

2. Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают её содержание.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина и нарисуем иллюстрацию. Перед Вами копии иллюстраций художника Виктора Королькова к сказкам А.С. Пушкина, выполненные мною, то есть срисованные с этой книги «Пушкин детям».

Скольких замечательных художников, скульпторов, композиторов вдохновлял и продолжает вдохновлять поэт на произведения, которые сами по себе стали бесценным достоянием искусства.

III. Викторина «Портреты героев сказок».

Прежде чем приступить к нашей теме, давайте проведем викторину.

«Портреты героев сказок»:

1) Чей это портрет? Как называется сказка?

«…Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».

(Царевна - мачеха.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

2) А это о ком сказано? В какой сказке?

«…Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого».

(О царевне в той же сказке)

3) Кто это такой? В какой сказке вы о нем читали?

«… В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый…»

(Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»)

4) Кто же это такая, разнаряженная? Из какой сказки?

«… В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5) В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит»

(Царевна – Лебедь «Сказка о царе Салтане…»)

- Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы викторины. Рада, что вы хорошо знаете сказки, значит, читаете и любите произведения А.С. Пушкина.

- Я тоже люблю Пушкина, еще в детстве буквально зачитывалась сказками, а в педучилище выбраладля дипломной работы тему «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина».Любимая моя сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

IV. Галерея иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

А теперь давайте рассмотрим копии иллюстраций художника Виктора Королькова к сказкам А.С.Пушкина, выполненные мною вот с этой книги «Пушкин детям».(показ книги)

Показ иллюстраций, представленных на доске.

«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди».

А теперь вспомним о чудесах в сказке.

«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».

1.

«…под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поёт
При честном при всем народе:
Во саду ли,в огороде».

2.

«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор;»

3.

«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь – то говорит,
Будто реченька журчит»

А какие сказки вы узнали еще?

«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«Вдруг шатер
Распахнулся … и девица,
Шамаханская царица,
Вся, сияя, как заря
Тихо встретила царя.»

(«Сказка о золотом петушке»)

«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Жил–был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой - какого товару
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда?»

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Теперь обратим внимание на галерею иллюстраций других художников: И. Билибина, В. Конашевича, В. Серова, Т. Мавриной к сказкам А.С. Пушкина.

Какими разными средствами пользовались художники у каждого свой стиль, своя манера иллюстрирования. Цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. Посмотрите и сравните их. Одним нравиться манера одного художника более реалистичная, натуральная, другим – более сказочная, фантастическая, и то и другое хорошо. Хорошо, что в искусстве существует многообразие.

V. Постановка художественной задачи

Сегодня вы попробуете нарисовать свою иллюстрацию к любимой сказке А.С. Пушкина. Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

VI. Самостоятельная творческая работа учащихся

«Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина».

Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова из оперы «Сказки о царе Салтане».

Подумайте, как нужно расположить лист вертикально или горизонтально?

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

VII. Индивидуальная работа учителя с классом

Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе урока учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа.

VIII. Подведение итога урока

Д.\З. Принести материалы: цветные карандаши или кисти, акварельные краски (гуашь).

Приложение (второй урок)


Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/512421/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре - Как нарисовать пицц

Нарисуйте свою царевну лебедь Нарисуйте свою царевну лебедь Нарисуйте свою царевну лебедь Нарисуйте свою царевну лебедь Нарисуйте свою царевну лебедь Нарисуйте свою царевну лебедь Нарисуйте свою царевну лебедь