Мастер класс повышения квалификации



МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

  • (Народная мудрость)


Общие положения о мастер-классе

  • мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;

  • мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;

  • в мастер-классах объединяются учителя, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;

  • в мастер-классах объединяются учителя, желающие получить полную информациюо позитивном опыте учителя-мастера.



Цель мастер-класса

  • Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.



Задачи мастер-класса

  • обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;

  • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.



Что такое мастер-класс

  • это методика не в книжке, а на деле, прямо, конкретно, с живым материалом;

  • мастер-класс умеет за короткий срок восполнить недостающие звенья образовательной цепи, раскрыть потенциальные возможности как учителей, так и учащихся;

  • мастер - класс представляет собой специальную программу повышения квалификации учителей.



Распределение мастер-классов по учебным предметам в 2007-08 уч. году



Статистика мастер-классов по муниципалитетам



Определения понятия «мастер-класс»

  • это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;

  • это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру;



Определения понятия «мастер-класс»

  • это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы;

  • это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;

  • это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.



^ Определения понятия «мастер-класс»

  • Под мастер-классом понимается такая форма работы в группах, в которой в совместном исследо­вательском творчестве мастера и педагогов созда­ется новый творческий проект, связанный с процес­сом формирования педагогических позиций.



Во время проведения мастер-класса мастер должен раскрыть содержание проблемной творчес­кой задачи и вовлечь педагогов в ее решение так, чтобы сами педагоги в дальнейшем, работая в па­рах или группах, создавали свое решение данной задачи - творческий проект.

  • Во время проведения мастер-класса мастер должен раскрыть содержание проблемной творчес­кой задачи и вовлечь педагогов в ее решение так, чтобы сами педагоги в дальнейшем, работая в па­рах или группах, создавали свое решение данной задачи - творческий проект.



Важнейшие особенности мастер-класса

  • 1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

  • 2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

  • 3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

  • 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

  • 5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

  • 6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

  • 7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

  • 8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

  • 9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.



Работа мастер-класса зависит

  • от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности;

  • от создания проблемно-дискуссионного поля;

  • от наличия письменных теоретико-методических разработок;

  • от наличия методических иллюстраций в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов воспитательных мероприятий.



Мастер-класс

  • как и мастерская, и студия, предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом личность мастера;

  • часто является разовой формой;

  • ярко выраженная форма ученичества именно у мастера путём прямого и комментируемого показа приёмов работы;

  • это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет.



Виды мастер-классов

  • Мастер-классы, развивающие позицию педагога-наставника.

  • Мастер-классы, развивающие позицию педагога-игротехника.

  • Мастер-классы, развивающие позицию педагога-сказочника.



Подготовка мастер-класса

  • необходимо сочетать описательность и аналитичность опыта;

  • поиск адекватных форм и способов представления опыта;

  • подготовка к показу индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога.



Проблемы учителя-мастера

  • "Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса",

  • "Каким способом лучше сделать это",

  • "Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм".



Методическая модель презентации профессионального опыта

  • уровень частно-предметных методических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;

  • уровень общеметодического порядка - более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и схем на сферу других  учебных предметов;

  • уровень психологический, обеспечивающий проектируемую результативность обучения за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных структур личностно-психологического развития, за счет актуализации индивидуально-личностного мотивационно-потребностного поля деятельности обучаемых;

  • уровень собственно педагогический (воспитательно-дидактичекский), задающий инновационному опыту свою особую логику организации предпринимаемых профессиональных педагогических действий, объясняющий в деятельностно-практическом контексте многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.



Структура мастер-классов

  • Теоретический блок, в котором мастер представляет концепцию по теме мастер-класса.

  • Практический блок, в котором участники в рабочих группах разрабатывают заданную тему или решают проблему.

  • Презентационный блок, в котором участники представляют творческие результаты работы в группах.



Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса

  • 1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

  • 2-й шаг. Представление системы уроков.

  • 3-й шаг. Имитационная игра.

  • 4-й шаг. Моделирование.

  • 5-й шаг. Рефлексия.



1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

  • Краткая характеристика учащихся экспериментальной группы, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

  • Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальной группой.

  • Описание достижений в опыте работы Мастера.

  • Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога.



2-й шаг. Представление системы мероприятий

  • Описание системы мероприятий в режиме эффективной педагогической технологии.

  • Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.



3-й шаг. Имитационная игра.

  • Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.

  • Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.



4-й шаг. Моделирование

  • Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели мероприятия в режиме технологии мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

  • Обсуждение авторских моделей мероприятия.



5-й шаг. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

  • Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью.

  • Результатом совместной деятельности является модель мероприятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.



  • Из опыта проведения мастер-классов



  • Моргачева З. В.

  • Учитель географии и

  • экологии



Презентация «Кто мы»



Буклет «Заповедники России»



Умеют ли камни говорить?

  • Поисково-исследовательскую работу выполнили учащиеся 7класса : Гудков Н., Леконцев Ж., Логвинов В., Малышева Н., Кузнецова А. МОУ СОШ п. Лев Толстой.



Цель: совершить путешествие в геологическое прошлое родного посёлка.



Задачи поисково-исследовательской работы:

  • 1. Исследовать особенности простирания горных пород в районе песчаного карьера. 2. Собрать коллекцию горных пород.

  • 3.Найти научную информацию о горных породах ; их происхождение, строение, использование.

  • 4.Собрать сведения о геологической ценности данных обнажений.

  • 5.Определить,как и где используются горные породы из Лев-Толстовского карьера.

  • 6.Использовать собранные коллекции на уроках при изучении геологического прошлого Земли.



Ход работы: 1.Определить время проведения практических работ на местности. 2.Сбор необходимого оборудования. 3.Работа на местности: измерение толщины слоев, описание последовательности простирания, цвета. 4.Сбор коллекции горных пород. 5.Посещение библиотеки, поиск информации в интернете о собранных образцах. 6.Экскурсия на завод по производству строительных материалов. 7.Изучение документа, принятого в1978 исполкомом Липецкого областного Совета депутатов «Об ограничении режима природопользования ресурсосберегающих территорий области». 8.Оформление практического и теоретического материала. 9.Проведение дискуссионной конференции :» Можно ли считать Лев-Толстовские пески ландшафтно-геологическим памятником природы».



Формы проведения мастер-классов

  • сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;

  • применение методики «снежного кома», или наслаивания;

  • метод коллажа;

  • уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;

  • самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;



Формы проведения мастер-классов

  • совместное моделирование внеклассного мероприятия;

  • посещение и анализ открытых мастер класс повышения квалификации мероприятий учителя-мастера и участников мастер-класса;

  • круглые столы;

  • дискуссия по результатам занятий и т.д.



Форма проведения мастер-класса в муниципалитетах Липецкой области



Тематика мастер-классов

  • обзор актуальных проблем и технологий,

  • различные аспекты и приемы использования технологий,

  • авторские методы применения технологий на практике,

  • тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах;

  • метод коллажа;

  • оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий;



Тематика мастер-классов

  • методика изучения предмета на чувственно-эмоциональном уровне;

  • использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;

  • организация проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся;

  • использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств;

  • организация работы с одаренными учащимися;



Тематика мастер-классов

  • общие проблемы современного школьника;

  • основные ориентиры современного воспитания;

  • оопросы педагогической диагностики и целеполагания современного учителя;

  • отбор и конструирование содержания урока;

  • организационно-методическое обеспечениеобучающей деятельности педагога;

  • компьютер, как средство для обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;



Тематика мастер-классов

  • использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для реализации различных видов деятельности;

  • компьютер как средство развития ребенка;

  • актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, методика "погружения", профильное обучение и др.); 

  • различные аспекты использования информационных технологий (формы телекоммуникаций, разработка веб-сайтов, поиск и использование ресурсов Интернет); 



Тематика мастер-классов

  • демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;

  • привитие интереса к изучению своего предмета;

  • суть развития конфликта и способы его предотвращения;

  • педагогическое общение, как основа развивающего обучения;

  • авторские методики обучения отдельным учебным предметам с использованием ИТ.



Участники мастер-классов

  • Должны быть готовы:

  • за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта;

  • к теоретико-методическому анализу представляемого опыта;

  • оригинальная методика проведения мастер - класса может включать в себя тестирование (теоретически или практически);

  • определить свой собственный уровень в сравнении с уровнем учителя-мастера.



В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;

  • участвуют в обсуждении полученных результатов;

  • задают вопросы, получают консультации;

  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем;

  • изучают научно-практические разработки по теме Мастер-класса (это могут быть концепции образовательных областей, новые учебные программы, рекомендации по организации профильного обучения, личностно-ориентированные образовательные технологии и т.п.);



В ходе мастер-класса участники:

  • участвуют в обсуждении полученных материалов;
  • задают вопросы, получают консультации ведущих Мастер-класса;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; 
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.


Прогноз результативности работы «учеников» мастер-класса

  • мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса;

  • повышение уровня теоретической и методической подготовки «учеников»;

  • готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;

  • рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.



Итог мастер-класса

  • учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету;

  • Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников;

  • создает условия для роста педагогического мастерства «учеников» на основе рефлексии собственного педагогического опыта.


Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconПлан мультимедиа и виртуальные миры
Благодаря им изучаемый предмет становиться наглядным, «живым», а однажды увиденное надолго останетя в памяти человека. Недаром народная...
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconМастер-класс по изготовлению тэмари
Цель мастер –класса: распространение и передача педагогического опыта обучения приёмам изготовления шаров темари
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconКурсы повышения квалификации для участников конкурса Участникам Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания!
Образования, программу повышения квалификации «Современный педагог: имидж, креативность, профессионализм» (бюджет; 72 часа; все-211),...
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconПлан повышения квалификации работников (структурное подразделение: институт, управление, центр) на 2014 год
Форма повышения квалификации (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка)
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconТаранова В. А. 200 г положение о повышении квалификации общие положения
Для сотрудников, не имеющих опыта работы в течение первых двух лет работы. Конкретные сроки повышения квалификации устанавливаются...
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconКак прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид?
Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте...
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconЧто сказал Конфуций, или «Следующий слайд, пожалуйста!»
Не вставать чуть свет, не тащиться на другой конец города по пробкам, не нервничать и не переживать, а просто… заменить себя фильмом....
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconСказка для взрослых, очень занятых людях Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда
Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconОбобщение и распространение педагогического опыта
Бутова, Ю. И. Муниципальный ресурсный центр – новая институциональная форма диссеминации инновационного опыта / Ю. И. Бутова, И....
Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать iconРеферат по дисциплине " Русский язык" на тему: " Понятия об уровнях языка. Раздел науки о языке."
Разве не уровни языка описаны много раз и на материале различных языков в словарях? Следует вернуться к этому опыту науки, нужно...

Источник: http://zazdoc.ru/docs/2800/index-767896.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Статья по теме: Мастер -класс как форма профессионального обучения педагогов - Украинская роспись стен

Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации Мастер класс повышения квалификации